Родственники умершего пациента смогут получать его медицинские документы
Незаконные ссылки на медицинскую тайну больше не будут срабатывать. Именно об этом решение Конституционного суда по иску жительницы города Кирова
Конституционный суд РФ обязал российских законодателей прописать порядок предоставления родственникам умершего сведений, составляющих медицинскую тайну. С просьбой проверить положения ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на Сенатскую площадь обратилась жительница города Кирова Римма Свечникова.
Муж Свечниковой проходил курс лечения лейкемии в Кировском научно-исследовательском институте гематологии и переливания крови Федерального медико-биологического агентства и скончался в 2017 году в одной из клиник Израиля. Зарубежные врачи пришли к выводу, что гибель пациента могла быть спровоцирована неправильными действиями их российских коллег.
Однако кировские врачи отказали Свечниковой в предоставлении документов о лечении ее близкого человека со ссылкой на медицинскую тайну.
Суды общей юрисдикции традиционно поддержали медиков, объяснив это тем, что даже наличие разрешения передавать сведения о здоровье пациента, которое может быть дано в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство, не дает родственникам умершего право требовать документы и выписки, а только позволяет ознакомиться с диагнозом и состоянием здоровья.
Римма Свечникова в своем иске в КС заявила, что такая позиция медиков и судов нарушает сразу несколько положений Конституции Российской Федерации, в том числе статью 24, которая предписывает «обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Изучив обстоятельства дела, Конституционный суд поддержал вдову пациента. Положения оспоренного закона признаны не соответствующими Основному Закону страны. КС также предписал законотворцам разработать отдельный порядок предоставления медицинских документов родственникам, а до тех пор «предоставлять им для ознакомления медицинские документы умершего пациента, с возможностью снятия своими силами копий, а если соответствующие медицинские документы существуют в электронной форме — предоставлять соответствующие электронные документы».
— Обращает на себя внимание не свойственный для данного рода документов стиль изложения! Я бы назвал его раздраженным! Конституционный суд указывает на неопределенность норм Закона 323-ФЗ, отмечает многократность высказывания подобной позиции и прямо указывает, что Федеральное Собрание несмотря на внесение множества поправок в Закон, так и не установило искомый порядок!— говорит Игорь Васильев, председатель медико-правовой комиссии Новосибирского отделения «Ассоциации юристов России»
Безусловно информация, содержащаяся в медицинской документации, является медицинской тайной и доступ к ней ограничивается в целях соблюдения неотъемлемых Конституционных прав граждан. Вместе с тем необходимо соблюдать баланс прав граждан и публичных интересов. «Прецедент» практически в каждом своём журналистском расследовании на медицинскую тему сталкивается с отказом врачей предоставлять необходимую информацию со ссылкой на положения 323-ФЗ. И даже информированное согласие родственников или самих пациентов зачастую не помогает. В качестве примера можно привести историю Евгения Чернышова.
В ходе подготовки сюжета о споре отставного главного кинолога областного МВД с врачами полиции корреспонденту программы трижды отказали в предоставлении информации по заключению военной врачебной комиссии при МВД со ссылкой на медицинскую тайну. При этом в адрес пресс-службы направлялось информированное согласие самого пациента для использования ее в телесюжете. Подробности в видео:
— Недавнее разъяснение Конституционного суда — не первый случай рассмотрения этого вопроса. Его позиция в целом остается достаточно последовательной и согласованной в том числе с позицией ЕСПЧ. В данном случае КС ввел Постановлением позитивную норму законотворчества, предписав обязанность передачи меддокументации родственникам умерших вплоть до принятия соответствующих поправок в закон, — говорит Игорь Васильев.
В наших материалах о врачебной халатности (например, в этом) немало внимания уделяется порочной практике безосновательно отказывать в выдаче истории болезни и других ключевых документов родственникам со ссылкой на медицинскую тайну. Однако Конституционный суд сказал: баста!
Автор - Виктор Бобровников